Это интересно
Новости по теме
|
Тренинги. Психологические тренинги. Бизнес тренингиБольшого бизнеса без тренингов не бывает, как не бывает нетающего льда. Между тем разобраться, что представляет собой рынок тренинговых услуг, сложно. Видимо, поэтому многие руководители относятся к услугам, которые предлагают тренинговые компании, как к платью голого короля, а другие заказывают тренинги, "чтоб были", заботясь больше об имидже компании, чем об обучении сотрудников. На одном известном автору предприятии несколько раз пытались обучать сотрудников с помощью тренингов. В первом случае пришли в компанию тренеры, три дня вели занятия, а потом сказали: "На самом деле вы и так все знаете. Вас нечему учить". Второй раз сотрудников отправили на так называемый открытый тренинг (то есть проводившийся не индивидуально под фирму-заказчика, а сразу для нескольких заказчиков) на программу "Развитие креативности". По общему мнению, три рабочих дня и полторы тысячи долларов были потрачены впустую. Правда, тренеры с секундомерами в руках убеждали "учеников", что к концу занятий они научились быстрее выполнять задания типа "нарисуйте три кружочка в двух". Лишь несколько месяцев спустя руководители предприятия поняли, что им нужно. Восторгам сотрудников не было предела после того, как известный тренер Татьяна Шубенкова провела с ними трехдневный тренинг "Техника продаж и телефонные переговоры". В этой истории нет ничего необычного. Сейчас вряд ли найдется серьезная компания, продержавшаяся на рынке хотя бы пару-тройку лет, в которой бы не отправляли сотрудников на тренинги. В одних компаниях считают это жизненной необходимостью, в других - делом престижа. Но осмысленное отношение к тренингам встречается нечасто, лишь там, где директор по персоналу хорошо знаком с рынком тренинговых услуг. В стране сейчас работает около 150 тренинговых компаний, из них только в Москве - 80. И каждая предлагает по два-три десятка тренинговых программ с очень похожими названиями - от тех же телефонных переговоров до формирования команды и разработки стратегии. Огласите весь список, пожалуйста Транснациональные компании, утверждаясь на российском рынке, притащили за собой длинный хвост привычных услуг В2В: аудит, консалтинг, юридическое сопровождение. В том числе и тренинги. Так на российский рынок пришли известные западные тренинговые фирмы CBSD, SHL, ТIM Training и другие. Естественно, они начали работать и с российскими компаниями. Нельзя утверждать, что первые их шаги были успешными. Заезжие гуру, конечно, собирали и собирают поныне аудиторию. Но в чистом виде западные методики здесь не работали и не работают. Ведь они рассчитаны на западные компании с многолетними корпоративными традициями, где все процедуры расписаны по шагам, и на западных людей с недоступной пока аборигенам исполнительской культурой. Зато наши люди более креативны, скажут любители сравнений. И будут правы. Потому что в результате адаптированные методики (а их, естественно, пришлось подгонять под нашу жизнь) стали работать не просто лучше, а совсем по-другому. Появились и "наши" тренеры, а вскоре вышли на рынок и российские тренинговые компании - "Стратегии обучения", "Арс Витэ", "Школа менеджеров "Арсенал", "Менеджмент Трейнинг Интернэшнл (MTI)", "Бест-Тренинг" и другие, - они и сегодня занимают лидирующие позиции на рынке тренинг-услуг. Многие из них были созданы психологами: "Институт Тренинга" в Санкт-Петербурге, "Центр обучения персонала "Класс" в Москве. Кроме этого, есть несколько независимых тренеров, разработавших свои оригинальные методики и не желающих "делиться" своим "ноу-хау" с посредниками. Постоянно возникают новые имена тренеров, создаются новые компании (например, один из профессионально работающих на рынке бизнес-тренеров, Борис Мастеров, сейчас работает в консалтингово-тренинговой компании "Персонал UPGRADE"). Словом, в море компаний, предлагающих бизнес-тренинг, сориентироваться нелегко. Если на Западе существует четкая специализация тренинговых компаний в зависимости от того, с сотрудниками какого уровня они работают, то в России каждая компания берется обучать все? и вся - от "Телефонных переговоров" до "Разработки стратегии". Евгений Бернштам, первый заместитель председателя правления "Альфа-банка": "К большинству тренинговых компаний, работающих на российском рынке, я отношусь скептически. Они действительно могут решать сильно структурированную задачу под названием "техника продаж", но научить искусству комплексности привлечения и обслуживания клиента - вряд ли. Все тренинговые компании предлагают по 10-15 разных тренингов. Но как могут несколько тренеров одинаково хорошо разбираться в каждой из этих областей?" |